Обеспечение доступности для инвалидов помещений организаций общественного питания регулируетсяСводом правил"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", применение которого носит обязательный характер, иСводом правил"Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения.Правила проектирования", который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
Ряд требований, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров для беспрепятственного доступа инвалидов, установлен для внутренней планировки предприятий питания:
- в помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов.Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м.Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м;
- в предприятиях питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушением зрения, с площадью не менее 3на каждое место;
- в помещениях общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65-0,8 м.Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиямиСП 136.13330;
- стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть - высотой от пола не более 0,8 м и шириной 0,8-1,0 м для обслуживания инвалида на кресле-коляске;
- в предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с рекомендациямиСП 136.13330;
- вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требованийСП 59.13330и рекомендациямиСП 136.13330.
Также установлен ряд требований к порядку предоставления информации посетителям из числа инвалидов:
- информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с нарушением зрения;
- меню должно иметь контрастные надписи простым шрифтом и шрифтом Брайля;
- в качестве альтернативы может использоваться меню предприятия в версии для слабовидящих, доступной в сети Интернет;
- специализированные средства информации для МГН должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.
Пример адаптации кафе/ресторана для МГН
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.5.9, СП 136.13330.2012 п. 10.4.2.
Установка:установка на высоте 1,2-1,6 м.
Тактильные пиктограммы служат ориентиром для посетителей с МГН. Пиктограммы, размещаемые в помещении должны иметь размер 100х100 мм. На данном примере использованы пиктограммы указания направления к выходу, душевой или в кабинет мед.помощи. С помощью данной навигационной системы представители МГН и посетители без инвалидности могут ориентироваться в помещении.
2. Поручни для инвалидов по периметру помещения
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.2.12, СП 136.13330.2012 п. 9.5, ГОСТ Р 51261.
Установка:высота - 0,7 м и 0,9 м, беспрерывные. Завершающие горизонтальные части поручня должны иметь травмобезопасное исполнение. Поручни округлого сечения должны быть диаметром от 0,03 до 0,05 м.
Поручни в помещении устанавливаются по периметру помещения. Малоподвижные люди используют поручни как опору и способ поддержки при перемещени. Установкапоручней-отбойников обеспечивают максимальную безопасность перемещения маломобильных групп населения, а также являются ориентиром пути.
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.5.7.
Информационные терминалы помогают представителям МГН и людям без инвалидности получать информацию об учреждении. Сборка информационного терминала может осуществляться в соответствии с требованиями заказчика и включать различные элементы: режимы для слабовидящих, для слабослышащих, голосовую озвучку, таксофон и др.
Регламент:СП 136.13330.2012 п. 10.3.1.
Установка:согласно инструкции индукционной системы.
Индукционная система позволяет людям со слуховыми аппаратами с комфортом общаться с представителями учреждения, прослушивать аудиозаписи и др. В окнах обслуживания рекомендуется использоваться мобильные индукционные системы.
Регламент:СП 136.13330.2012, приложение Б. с учетом изменений
ГОСТ Р 52875-2018Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению.
Высота рифов для предупреждающих напольных ТНУ должна быть 4 мм. Высота рифов для направляющих напольных ТНУ, а также указателей «Поле внимания и «Поле получения услуги должна быть от 3 до 4 мм, в зависимости от типа поверхности коммуникационного пути.
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.5.7, СП 136.13330.2012 п. 5.8.
Установка:с правой стороны на расстоянии 2-4 м от входа.
Тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема ориентирует посетителей, в том числе и с инвалидностью по зрению, о расположении объектов в учреждении, о расположении кабинетов и лестниц, о наличии тактильных путей безопасных для перемещения МГН и др.
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 5.1.12, СП 136.13330.2012 п. 10.2.11.
Установка:на высоте 0,9-1,0 м и 1,3-1,4 м от уровня пола.
Контрастные круги предупреждают слабовидящих людей о наличии двери на пути их следования. Такая маркировка помогает избежать травмирования и быстрее найти вход в здание.
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 5.1.12, СП 136.13330.2012 п. 10.2.11.
Установка:по периметру дверного проема на стене рядом с дверью или на дверных откосах (но не на самой двери).
Для обозначения адаптированного входа и указания габаритов двери входной проем маркируется с помощью контрастной ленты, привлекающей внимание.