Среди приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры, в числе первоочередных объектов рекомендованы предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п. Это связано с тем, что именно предприятия розничной торговли, открытой сети общественного питания и бытового обслуживания населения являются наиболее массовой группой общественных зданий, где необходимо создание условий доступности для маломобильных групп населения.
Обеспечение доступности для инвалидов помещений торговых организаций регулируетсяСводом правил"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", применение которого носит обязательный характер, иСводом правил"Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения.Правила проектирования", который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
Пример адаптации локального магазина для МГН
Пример адаптации торгового центра для МГН
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.5.9, СП 136.13330.2012 п. 10.4.2.
Установка:установка на высоте 1,2-1,6 м.
Тактильные пиктограммы служат ориентиром для посетителей с МГН. Пиктограммы, размещаемые в помещении должны иметь размер 100х100 мм. На данном примере использованы пиктограммы указания направления к выходу, душевой или в кабинет мед.помощи. С помощью данной навигационной системы представители МГН и посетители без инвалидности могут ориентироваться в помещении.
2. Поручни для инвалидов по периметру помещения
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.2.12, СП 136.13330.2012 п. 9.5, ГОСТ Р 51261.
Установка:высота - 0,7 м и 0,9 м, беспрерывные. Завершающие горизонтальные части поручня должны иметь травмобезопасное исполнение. Поручни округлого сечения должны быть диаметром от 0,03 до 0,05 м.
Поручни в помещении устанавливаются по периметру помещения. Малоподвижные люди используют поручни как опору и способ поддержки при перемещени. Установкапоручней-отбойников обеспечивают максимальную безопасность перемещения маломобильных групп населения, а также являются ориентиром пути.
Регламент:СП 59.13330.2016 п.6.5.4, СП 59.13330.2016 п. 6.5.7.
Установка:на высоте 1,5-4,5 м от уровня пола.
Бегущие строки в учреждении размещаются для информирования МГН о работе учреждения, для ориентирования в здании, а также для отображения сигналов тревоги в случае чрезвычайной ситуации.
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.5.7.
Информационные терминалы помогают представителям МГН и людям без инвалидности получать информацию об учреждении. Сборка информационного терминала может осуществляться в соответствии с требованиями заказчика и включать различные элементы: режимы для слабовидящих, для слабослышащих, голосовую озвучку, таксофон и др.
Регламент:СП 136.13330.2012 п. 10.3.1.
Установка:согласно инструкции индукционной системы.
Индукционная система позволяет людям со слуховыми аппаратами с комфортом общаться с представителями учреждения, прослушивать аудиозаписи и др. В окнах обслуживания рекомендуется использоваться мобильные индукционные системы.
Регламент:СП 136.13330.2012, приложение Б. с учетом изменений
ГОСТ Р 52875-2018Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению.
Высота рифов для предупреждающих напольных ТНУ должна быть 4 мм. Высота рифов для направляющих напольных ТНУ, а также указателей «Поле внимания и «Поле получения услуги должна быть от 3 до 4 мм, в зависимости от типа поверхности коммуникационного пути.
Регламент:СП 59.13330.2016 п. 6.5.7, СП 136.13330.2012 п. 5.8.
Установка:с правой стороны на расстоянии 2-4 м от входа.
Тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема ориентирует посетителей, в том числе и с инвалидностью по зрению, о расположении объектов в учреждении, о расположении кабинетов и лестниц, о наличии тактильных путей безопасных для перемещения МГН и др.